В жизни Хью Стэнтона, красавца, военного и историка произошла трагедия - его жена и дети погибли. Буквально обремененный жизнью он едет на Рождество к своей старой профессорше в Кембридж. Профессор Маккласки предлагает Хью отправиться в прошлое и предотвратить Великую войну, детали о Гавриле Принципе и Франце Фердинанде подсказывают нам, что речь идет о Первой мировой войне. Оказалось, что возможность этого путешествия доказал Ньютон, из 31 мая 2025 года в четверть первого ночи 1 июня 1914. Он оставил письмо главе Тринити-колледжа с инструкциями, которое ждало своего часа триста лет.
Стэнтон был должным образом подготовлен и отправлен в прошлое, цель - предотвратить убийство эрцгерцога, а затем убить кайзера Вильгельма II. Что он успешно и сделал, не обошлось без любви, на пути Хью встретил суфражистку Бернадетт, но не с ней не сложилось. А что дальше?
В романах такого порядка автор всегда сосредотачивается на процессе, но конец комкает, а ведь это самое интересное - пожать плоды своих усилий, ибо результат всегда ужасен. Элтон тоже не дает развернутый ответ, но все же продвигается дальше Кинга. Во время убийства Вильгельма на Хью нападает некто, Стэнтон всадил в этого некто пулю, а потом застрелил кайзера. Хью едет в караульную будку, то место, куда он попал после перемещения, чтобы изложить историю своего времени и вдруг замечает следы, не только свои и Маккласки, это был следующий засланец во времени. Значит, история опять пошла не так. Краткая зарисовка показывает нам мир, созданный Стэнтоном, это смесь концлагеря, гестапо и СССР. До Хью доходит, что тот некто и был его преемником, к счастью он жив, но находится в больнице, и это женщина.
Придя в себя, она поведала об ужасах своего мира, и выяснилось, что мир Стэнтона, тоже нам параллельный, там не было Второй мировой войны и Гитлера. Теперь Кэйти должна была поехать в караульную будку, чтобы написать свою историю. Прибыв на место, Хью находит следы и конверты тех, кто прибывал до него. Двенадцать двадцатых веков! Они прочитали письма.
Бесконечное повторение одних и тех же ста одиннадцати лет, всякий раз начинавшихся в 1914-м. Одни авторы писем прибывали в прошлое, чтобы спасти или убить эрцгерцога. Другие – чтобы спасти или убить кайзера. Целью третьих были иные личности – юные потенциальные монстры, которые натворят бед, если их оставить в живых. Но результат всех миссий был неизменен: кошмарный перечень человеческой жестокости и бедствий. В четырех историях встречалось имя Гитлера.
Кэйти и Хью решают убить Розу Люксембург, а затем проникнуть в Кэмбридж и уничтожить послание Ньютона. Кэйти погибает сразу, а жизнь Хью заканчивается в нескольких метрах от цели, он успевает понять, что он убил Люксембург, но, видимо, и сам умер, ибо не сумел уничтожить Ньютонов ящик. И вот из будущего прибыл новый посланец, чтобы предотвратить убийство.
И хотя Ньютон передумал, решил, что иногда лучше все оставить как есть, но забрать послание к потомкам не успел.
Это было интересно. Какой свежий финал, не кинговский и не финнеевский, герой не успевает ничего исправить, всё плохо и каждый раз будет все хуже и хуже. Откинув фантастичность самой идеи, можно увидеть реалистичность восприятия, Хью понимает, что в следующем витке времени ни его самого, ни жены может не быть, он не пытается ничего разузнать или исправить для личной выгоды. Любовная линия мне не особо понравилась, лучше бы автор сосредоточился на тех двенадцати разновидностях двадцатого века, интересны же нюансы.
8 из 10